Как отучить ребенка от компьютера

Как я избавила своего сына от компьютерной зависимости

Здравствуйте! Меня зовут Юлия. Я расскажу о том, как я избавила своего, в общем-то, взрослого сына Илью от компьютерной и игровой зависимости. Надеюсь, многие согласятся с представленным подходом избавления от данного вида зависимости и, возможно, даже примут его на вооружение.

Было это четыре года назад, Илья учился на четвертом курсе института, ему был тогда 21 год. С учебой у Ильи были трудности: постоянные хвосты в сессию, пропуск занятий, звонки домой из деканата… Все свое время он проводил либо сидя в Интернете, либо играя в бесчисленные онлайн-игры. В какой-то момент я поняла, что так продолжаться больше не может: закончится это во-первых отчислением, а во-вторых – полнейшей деградацией личности сына.

Через одну из своих подруг я вышла на психолога по имени Светлана: довольно энергичная молодая женщина. Мы легко нашли с ней общий язык, и она, выслушав мою проблему, предложила мне программу, действие которой я изложу ниже.

Однажды я пригласила Светлану домой. Она последовала в комнату к Илье, где он как обычно играл в какую-то игру на компьютере, слушая при этом музыку в наушниках. Он даже не заметил незнакомую женщину у себя в комнате, пока она не потрогала его за плечо (я же в это время осталась за дверью, слушая их разговор).

Сын выразил испуг и удивление, поинтересовавшись у Светланы, кто она, собственно, такая, и как попала в его комнату?
— Можешь звать меня тетей Светой. — сказала психолог с улыбкой, — Я здесь, чтобы помочь тебе решить твои проблемы с компьютером.
— Никаких проблем у меня нет! — отрезал Илья.
— Ошибаешься…
Светлана задала моему сыну несколько простых вопросов, каждый из которых, однако, вызвал у него затруднения. Она спросила, сколько времени в день он уделяет компьютеру, все ли у него хорошо с учебой, как часто он общается с друзьями, как у него отношения с противоположным полом.
Сохраняя доброжелательный тон диалога, Светлана, тем не менее, смогла несколько смутить Илью, и он признал, что компьютер действительно занимает слишком большое место в его жизни.
— Не просто большое… Это самая настоящая зависимость! — заявила Светлана, — И я предлагаю тебе радикальное, но очень действенное средство избавления от нее: мы сократим твое время пребывания за компьютером до 1 часа в сутки.
И тут уже Илья начал возмущаться и протестовать. Дождавшись, когда он немного угомониться, Светлана дала ему понять, что программу лечения не отменят только из-за его несогласия: ведь компьютер куплен на материнские деньги, и мать вправе устанавливать любые ограничения.

Осознав свое бессилие, сын сменил тактику: он начал упрашивать позволить ему четыре, три, ну или хотя бы два часа в день находиться за компьютером. Но Светлана была непреклонна:
— Прости, Илюша, но торговаться мы с тобой не будем. Час – и не минутой больше.
Затем психолог попросила Илью пустить ее на две минуты за компьютер, чтобы сделать необходимые настройки. Светлана задала автоматическое выключение через час после начала работы, а также поставила на компьютере пароль (после она сообщила его мне). Затем она молча выключила компьютер, вызвав бурное негодование Ильи:
— Стойте, так нечестно! Вы сказали, что только на две минутки!
— Верно, — согласилась Светлана, — и я свое слово сдержала. Но я не обещала, что пущу тебя за компьютер после этого.
Она предупредила, что сын никоим образом не должен узнать пароль – иначе вся программа будет сорвана. Светлана велела мне быть сильной, и не поддаваться давлению сына – ведь я должна быть авторитетом для него – хоть ему и 21 год.

Остаток дня Илья провел без компьютера, не желая ни с кем говорить. Он просто лежал на диване, закрыв лицо руками. Я же напомнила себе, что не должна чувствовать себя виноватой или же испытывать жалость.

На следующий день Светлана снова посетила нас, поинтересовавшись у Ильи, как ему его теперешнее положение?
— Плохо. Мне нечего делать, — процедил он сквозь зубы.
Светлана похвалила его за то, что он с достоинством выносит свои лишения, а также попросила не смотреть на нее, как на врага и «злую тетю, которая отняла у него любимую игрушку».
— А вот занятия ты будешь искать себе сам, — заявила психолог, — Ты уже взрослый человек. Советую хорошенько подумать, чем ты заполнишь появившееся у тебя свободное время.

После этого у Ильи наступил период «ломки», когда он всех считал врагами и никак не хотел идти на контакт. В течение последующей недели Светлана каждый день навещала нас, проверяя психологическое состояние Ильи, и ведя с ним беседы о необходимости жизненных перемен. Сын же стал более резким, угрюмым, он тяжело переживал лишение компьютера, который долгое время был частью его жизни. Он часто, но безуспешно клянчил у меня пароль. Иногда Илья говорил, что ему необходимо заняться учебными делами за компьютером – я позволяла ему это, но отключала питание, как только замечала его за развлечениями. Больше всего Илью раздражало то, как внезапно выключается его компьютер по завершении положенного часа – он то и дело не успевал доиграть или досмотреть что-то.

Я боялась, что сын так и не сможет смириться с утратой – однако Светлана уверяла меня, что главное – дождаться завершения периода «ломки». И она оказалась права. У Ильи попросту не осталось выбора: уже через месяц он взялся за книги, учеба постепенно стала налаживаться. Он полюбил художественную литературу, стал больше времени проводить на улице с друзьями.

Еще через полгода у Ильи появилось желание записаться на спортивные танцы, где он познакомился с девушкой, на которой впоследствии женился. О компьютерных развлечениях он со временем и думать забыл: использует компьютер в основном лишь для работы.

Подытожив, хотелось бы сказать, что данный метод избавления от компьютерной зависимости можно назвать методом «шоковой терапии». Безусловно, он вызовет негативную реакцию у ребенка. Однако опасаться следует не истерик, которые закатит ваше чадо поначалу. Опасаться следует того вреда, который оно получит от бесконечных часов, проведенный в сети. Метод убеждения как правило малоэффективен (об этом Светлана предупредила меня сразу) – ведь любая зависимость пускает крепкие корни в человеческом сознании.

В связи с возникшими у многих сомнениями в правдивости данной истории хотелось бы сделать некоторые пояснения.

Во-первых: по-поводу того, почему сын не стал возражать против нового режима пользования компьютером. Я воспитывала своего сына одна, без мужа. По характеру Илья всегда был спокойным, сдержанным, мальчиком. Случаи, когда он закатывал истерики, были единичны: я привила ему уважение к старшим. И в 21 год данное ему воспитание не улетучилось! Разумеется, он был возмущен лишением компьютера, и об этом я указала в истории, пусть и не в ярких красках. И я совершенно не понимаю, почему он должен был послать всех матом, выгнать Светлану, или уйти из дома. Подобное хамское, неадекватное поведение просто не могло прийти в голову Илье — даже в такой стрессовой ситуации. Светлану я пригласила в мою квартиру, а копьютер куплен, как уже сказано, на мои деньги — взрослый, как многие отметили, 21-летний сын не мог этого не понимать. Еще раз повторюсь: в период «ломки» конфликты с сыном были, не вижу смысла детально описывать их.

Далее. Почему Илья не устроился на работу, чтобы купить собственный компьютер? До введения жесткого режима он все свое свободное время проводил в сети, считая, что это может продолжаться вечно. Освободившееся время ему пришлось тратить на учебу, так как он понял, что полученная специальность обеспечит ему в дальнейшем хорошую работу. Смысла устраиваться на мелкую подработку в ущерб учебному времени я не вижу — Илья тоже такой вариант не рассматривал.

По поводу пароля: я не стала это расписывать, но стандартные средства защиты Виндоус не использовались. Светлана установила на компьютер Ильи программу, которая выключала компьютер в заданное время: также можно было настраивать график работы ПК — при попытке войти в «запрещенный» час компьютер тут же выключался. Паролем были защищены именно настройки этой программы.

Насчет использования компьютера для учебы. Опять-таки, не все, возможно, прочли внимательно, но я упомянула, что для учебных целей время Ильи за компьютером продлялось, но всяческие попытки начать развлекаться онлайн пресекались.

И в заключение еще раз подчеркну, что в данном вопросе я являюсь противницей каких бы то ни было снисхождений и болтовни о том, что нужен индивидуальный подход, желание измениться самому и прочее. Зависимость — это болезнь (а поняли это еще не все). Это вирус, который просто так не отстанет. Здесь применимы лишь «хирургические», жесткие меры.

Как отучить подростка от компьютерной зависимости?

Привет, читатели моего блога! В этой статье мы сконцентрируемся на одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, допуская своих детей до компьютера. Вы уже догадались о чём я? Да, поговорим о компьютерной зависимости у подростков.

Что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость – форма психологического отклонения, сопровождающаяся патологической тягой к компьютерным играм (игровая зависимость), а также к Интернету (интернет зависимость). Иначе говоря, это такое состояние, когда человеку психологически тяжело оторваться от монитора даже для того, чтобы поесть или поспать. Все свое время он проводит перед компьютером.

Симптомы компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость у подростков может выражаться по-разному, однако есть ряд симптомов, при наблюдении которых необходимо проконсультироваться у детского психолога. Например:

  1. тяга к компьютеру;
  2. радость при мысли о скором времяпрепровождении за компьютером
  3. постоянное желание поддерживать свою активность в соцсетях (в том числе при помощи мобильных устройств);
  4. «растягивание» сеанса работы за компьютером;
  5. неадекватная реакция на попытки отвлечь от монитора, вплоть до прямой агрессии;
  6. «отлынивание» от домашних хлопот;
  7. отказ от сна, еды и личной гигиены;
  8. нежелание общаться на любые темы, не связанные с компьютером;
  9. резкое снижение среднего бала по предметам в образовательном учреждении;
  10. отказ ребенка от других увлечений;
  11. общение сводится к перепискам в социальных сетях.

Компьютерная зависимость также может сказываться на физическом состоянии ребенка. Возможны симптомы, такие как:

  • проблемы со зрением;
  • сильные головные боли;
  • сколиоз;
  • туннельный синдром (боли в запястьях рук)
  • бессонница, повышенные тревожность и возбуждение;
  • ухудшение иммунитета;
  • постоянная усталость.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Очень легко упустить тот момент, когда ребенок, еще вчера проводивший за монитором не более часа, вдруг начинает срываться на родственниках при попытке «оторвать» его от компьютера. Однако сам по себе компьютер не наносит никакого вреда юному пользователю, естественно при соблюдении должного режима работы.

Читать еще:  Как один принтер подключить к двум компьютерам

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков могут быть различны, однако это всегда попытка сбежать от каких-то проблем, преследующих ребенка в реальном мире. Например:

Конфликты в семье.

Общеизвестно, что если у ребенка появляются психологические проблемы, то, скорее всего, что-то не так в его семье.

Масштабы семейных конфликтов могут быть различны: это и обычная для нашего времени загруженность взрослых работой, и действительно стрессовые ситуации для ребенка, такие как постоянные ссоры родителей или даже развод. В любом случае у ребенка возникает желание хоть каким-либо образом сбежать от проблем. Когда компьютеров еще не существовало, дети сбегали в выдуманный мир книг или связывались с плохими компаниями на улице. Сейчас же пристанищем для таких детей служит виртуальный мир.

Низкая самооценка.

Для того чтобы быть популярным в школе, ребенку во все времена необходимо было много общаться, быть «душой компании», обладать лидерскими качествами и уметь постоять за себя. И для каждого поколения характерны свои атрибуты успешности. Сегодня это современные гаджеты, такие как IPhone последней модели, смарт часы или дорогой планшет. Однако, не у всех родителей есть финансовая возможность обеспечивать своих детей подобными устройствами. В итоге, ребенок, не нашедший своей компании среди сверстников, замыкается в себе и пытается восполнить недостаток общения с помощью компьютера.

Тем не менее, нарушение режима работы за компьютером даже для успешного и общительного ребенка может обернуться возникновением компьютерной зависимости. Особенно опасны многопользовательские ролевые игры, в которые нередко играют целыми компаниями, полностью исключая общение в реальном мире. Для таких игр необходим более жесткий контроль за временем, которое дети проводят в игровом мире.

Дефицит общения.

Бывает так, что у родителей нет возможности полноценно проводить время с детьми. Ребенок в этом случае обычно пытается компенсировать недостаток общения с родителями либо общением с другими родственниками, со сверстниками, с учителями, если он достаточно коммуникабелен, либо постоянным «сидением» за компьютером. В отношении подростков эта проблема обычно преобразуется в недостаток общения с друзьями. Здесь помощь родителей должна быть ненавязчива, чтобы не обидеть вашего ребенка.

Так как же отучить ребенка от компьютера?

Легче остановить развитие компьютерной зависимости в самом начале, а не доводить до состояния, когда ребёнок уже целыми днями сидит за монитором, не обращая никакого внимания на реальный мир. Если этот момент вы уже «проворонили», то необходимо в первую очередь проконсультироваться у психолога, который в некоторых, особенно тяжёлых случаях, может назначить даже медикаментозное лечение. Если же родители вовремя заметили зарождающуюся проблему, то решить её им под силу и без посторонней помощи.

В разном возрасте необходимы разные методы «отучения» ребёнка от компьютера. Например, от совсем юного пользователя 4х лет достаточно просто спрятать такую занимательную игрушку, и он быстро о ней забудет, отвлёкшись на что-нибудь другое. Особенно если родители потратят немного времени на то, чтобы перенаправить энергию малыша.

С детьми младшего школьного возраста, у которых уже сильнее развито умение концентрироваться, это не сработает. И родителям придётся потратить больше усилий, чтобы отвлечь своего ребёнка от виртуального мира. Способы могут быть самые разные, но все они призваны сконцентрировать внимание юного пользователя на других интересных вещах, таких как:

Уютные семейные традиции.

Придумайте, каким делом вам было бы интересно заниматься вместе с вашим ребёнком, например, просмотр фильмов по пятницам, еженедельные прогулки в парке по выходным или просто совместное приготовление ужина по вечерам.

Частые выезды с семьей на природу.

Главное, чтобы такая поездка могла вызвать интерес у ребенка. Например, поездки на лошадях, настоящие многодневные походы с костром и палатками, увлекательными историями и жареным зефиром. Вы должны показать ребенку, что интересный мир не ограничивается рамками монитора.

Новое хобби.

Конный спорт, вязание, стрельба, рисование, фехтование – это может быть все что угодно. Необходимо заниматься этим вместе с ребенком и поддерживать любое его увлечение. Например, если ребенку понравилось ездить на лошадях, вы можете к нему присоединиться и провести несколько занятий вместе А после поделиться друг с другом своими впечатлениями. Не обязательно покупать ребенку лошадь или профессиональную экипировку – достаточно просто арендовать понравившуюся лошадку. Однако ваш ребенок может серьезно увлечься и занятием, связанным с компьютером, например, программированием. Самое главное – поддержать его на выбранном пути.

Компьютерная зависимость у подростков. Как преодолеть зависимость?

Труднее всего побороть зарождающуюся компьютерную зависимость у подростка. Ни в коем случае не переходите к агрессивным мерам воздействия, таким как: демонстративное отключение интернета или отказ выдавать деньги на карманные расходы под предлогом запрета на оплату онлайн-игр. Подобные методы могут привести только лишь к отрицательному результату из-за особенностей переходного периода у подростка.

В первую очередь, необходимо разобраться в причинах, побуждающих вашего ребенка проводить перед монитором ночи напролет. Возможно, лишь там он может пообщаться со своими друзьями, находящимися на другом конце земного шара или же со своей любовью, с которой он познакомился в сети. Отнеситесь с уважением к чувствам своего ребенка, даже если на первый взгляд они вам кажутся наивными и смешными. Устанавливайте логичные ограничения и объясняйте ребенку, зачем вы их установили.

Если вашему ребенку просто нечем заняться, помогите ему найти увлечение по душе. Запишите его в понравившуюся секцию или отправьте на курсы. Главное, чтобы это занятие приносило ему удовольствие и увлекало его больше, чем компьютер.

Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально. Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и так далее.

Если же увлечение так или иначе связано с компьютером, сделайте так, чтобы ваш ребенок чувствовал не только моральную поддержку, но и материальную. Например, курсы по программированию или дизайну.

Резюме

Подводя итоги, стоит отметить, что сам по себе компьютер не вызывает зависимости. Ее вызывают проблемы, от которых ребенок хочет скрыться. Важно понять причину возникновения этого отклонения и постараться урегулировать ситуацию. Если самостоятельно справиться с проблемой у вас не получается, необходимо обратиться за помощью к высококвалифицированному специалисту.

Помните: ребенок всегда в первую очередь отражение своих родителей. Если симптомы компьютерной зависимости вы находите и у себя, то, в первую очередь, стоит выработать самодисциплину и уже своим примером помочь ребенку.

Правила работы ребенка за компьютером можете узнать здесь.

А веселое видео про дневник сына смотрите ниже.

Как отучить ребенка от компьютера?

Она наконец-то встретилась с лучшей подругой, но озорной сорванец то и дело отвлекает от задушевных разговоров. Ей каждые пять минут приходится спасать из рук маленького хозяина ошарашенного кота или вытирать пролитое молоко. Все! Терпение мамы лопнуло, мальчик уже убивает компьютерных монстров, а в квартире царит тишина и покой. «Поиграй только 15 минут!» — неуверенно говорит мама, зная, что не заберет у малыша компьютер и через час. Кто же, если не родители «дарят» маленькому человеку компьютерную зависимость? И кому, как не маме с папой, от нее и лечить?

Откуда «растет» интерес к компьютеру?

Прежде чем бороться с проблемой, стоит понять почему ребенок так искренне радуется компьютеру? Одно дело, если он, к примеру, ходит на английский и электронная машина лишь помогает ему освоить новый язык. Но, такие ситуации, согласитесь, бывают крайне редко. Стрелялки, догонялки – вот что интересует дошкольника, детей постарше привлекает еще и виртуальное общение. Красочный компьютерный мир быстро поглощает малыша, там гораздо интереснее, чем в реальной жизни, где родители всегда заняты.

Компьютер-няня и лучший друг

«Сидит играет, значит я могу быстро и в душ сходить и борщ успею приготовить» — порой думают мамы, превращая бездушную электронику в няню для малыша. Няня, и правда, надежная, «присмотрит» за сорванцом и час, и два. Порой мы сами не замечаем, как отказываем детям в живом общении, а ноутбук, в отличие от папы и мамы, всегда готов «составить компанию». Да, он ни почитает книгу перед сном, ни построит с ребенком домик и ни ответит на множество «почему». Но об этих истинных радостях малыш быстро забудет. Как же вырвать ребенка из «лап» компьютерного монстра?

Я не занята, малыш!

Стоит только сказать ребенку, что мама совсем не занята, никуда не спешит и готова заняться его «детскими» делами – половина зависимых детей выпустят из рук мышку и отвернутся от экрана сами. Полдела сделано, но чем же увлечь ребенка? И не на пять минут, а так, чтобы ноутбук покрылся пылью? Для начала можно вспомнить советы специалистов, они, конечно, стандартны, и только любящая мама сможет их правильно применить к своему ребенку.

Курсы «Почемучки»

Почему снег холодный, зачем папа ездит на работу, зачем соседи завели собаку и почему молоко белое – наверняка малыш задавал вам все эти вопросы и раньше. Пришло время наконец-то на них ответить.

Разговор по душам

Одна моя знакомая заметила, что дочка стала замкнутой и грустной, часами просиживала перед компьютером. Как оказалось, девочка услышала ссору родителей и почему-то решила, что они разведутся. Мама проговорила с дочкой два часа, она рассказала ей что такое любовь, и почему взрослые ссорятся, успокоила малышку и развеяла все ее страхи. Дети часто сильно переживают по пустякам, но, если родители в этот момент останутся равнодушными, ребенок постарается отвлечься. А компьютер – самый простой способ сделать это.

Кукольный театр или авто из табуреток?

Вспомните свое детство, вас бы не сманил никакой компьютер, правда? Мама спешила с работы, чтобы дошить игрушки для домашнего детского мини-театра, а папа строил с младшим братом авто из табуреток, вместо руля – крышка от кастрюли. Вспомните игры своего детства, а, главное, – найдите время, чтобы быть вместе с детьми и самим стать ребенком хотя бы на пару часов.

Строим, шьем, пилим

Дети всегда с особым энтузиазмом берутся за изготовление поделок, но не стандартных «садичных» гномиков из пластилина, а настоящих полезных вещиц. Проведите эксперимент: пусть папа принесет доски, достанет молоток, гвозди и молча начнет мастерить скворечник. Малыша даже приглашать не придется! Он моментом забудет о виртуальных играх и будет старательно забивать гвозди, конечно, под чутким папиным контролем.

Хоккей или танцы?

Моей племяннице восемь лет, и у нее уже есть любимая компьютерная игра, но вот поиграть в нее она никак не успевает. Она занимается бальными танцами, тренировки — пять дней в неделю, пару раз в месяц – выездные соревнования. Когда уж тут играть на компьютере? Нет времени на то, чтобы возить малыша на тренировки? Выбор только за вами: жаловаться на компьютерную зависимость ребенка или гордиться его очередной медалью.

Читать еще:  Как обновить айтюнс на компьютере

В поход или на рыбалку?

Как вы провели последние выходные? Готовили квартальный отчет, а малыш смотрел мультики или изучал просторы интернета? Однозначно, нет ничего лучше, чем семейный выходной на природе. Поход с палатками, рыбалка на озере, уха из улова, песни у костра и веселые игры в мяч на пляже – ребенок и не вспомнит про компьютер. А если на улице зима – лепите снеговиков, катайтесь с горок или стройте снежные замки.

Мы предложили вам всего несколько вариантов занятий, которые позволят «оттащить» ребенка от компьютера. Но насколько они окажутся эффективными – во многом зависит от вас.

Радикальные меры

Если же компьютер уже стал незаменимым для ребенка, то игрой в снежки или чтением интересной книги его не заменить. И если ребенок еще маленький, то можно пойти на разные хитрости, скажем, сказать, что компьютер сломался, убрать его или отключить интернет. Такой жест родительской воли вызовет настоящую истерику у ребенка, и это закономерно. Компьютерная зависимость, по мнению психологов, такая же сильная, как наркотическая или алкогольная.

Первое время ребенок будет растерян, чем же ему заняться? Если новые увлечения становятся лишь временными, то попробуйте реализовать мечту вашего ребенка, создайте новый «проект». Это может быть долгожданный ремонт в его комнате, семейный отпуск или воспитание щенка. Сын наверняка просил собаку, правда?

На деревню к бабушке

И на рыбалку ходили, и обои вместе клеили, но компьютер по-прежнему остается любимым занятием, значит детская зависимость настолько сильна, что традиционные методы бессильны. Такая ситуация сложилась и у семилетнего Вовы, о котором мы рассказали в начале статьи. Когда у него начались проблемы со зрением и отклонения в психике, родители забили тревогу. Мальчик стал путать реальность и виртуальный мир. Удивительно, но спас ребенка от современной зависимости 70-летний дедушка.

В первый же месяц деревенской ссылки ребенок «оттаял», забыл про злобу и электронного друга. Чудеса? Нет, просто дедушка показал внуку истинное детство: он разрешил ему босиком бегать по лужам, учил ловить лягушек после дождя, показал, как копать и окучивать картошку, заставил носить воду в баню, научил ставить рыболовные сети. В середине каникул родители приехали на выходные, ноутбук пришлось взять с собой. Ребенок то и дело собирался «поиграть немножко», но тут же вспоминал, что сегодня они красят с дедом забор или идут в лес за грибами.

А что стало, когда мальчик вернулся домой? Спрятать «врага» не удалось, мальчик снова играет в любимые игры, но только по выходным и строго 30 минут.

Мы не можем полностью исключить компьютер из жизни наших детей, но лучшим другом или няней его делать не стоит. Как отучить от компьютера? Начать с себя! Закрыть ноутбук, выключить телевизор, положить телефонную трубку, забыть об очередном отчете, оставить посуду грязной, а борщ недоваренным…а это время подарить малышу. Родительское внимание – беспроигрышная альтернатива компьютерным играм.

А как вы боретесь с детской компьютерной зависимостью или вам она не знакома?

Как отучить ребёнка от компьютера

У современных детей полно соблазнов — телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями — для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей статье. И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой статье.

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка — виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до аутизма.
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?

Рекомендации психологов всегда направленны на помощь в возрождение интереса ребёнка к живому общению со сверстниками. Необходимо помочь ему наладить отношения с реальным миром и поверить в свои силы.

Рекомендации

  • Ограничения. Разрешайте играть или смотреть что-либо только в строго определённое время. И ограниченное. Маленьким детям вообще, больше 15 минут перед монитором запрещено проводить. Обязательно делайте перерывы. Контролируйте все мультики и игры, порой в них присутствует жестокость и насилие. Если играет- то только в полезные и развивающие. Доступ к другим сайтам должен быть заблокирован.
  • Другие интересы. Подумайте, что любит ваш ребёнок, поговорите с ним и помогите в силу его интереса выбрать спортивную секцию или кружок. Играет в драки? В таком случае он оценит единоборства. Или любит рисовать? Тогда в художественной школе сможет раскрыть свой потенциал. Общение с другими ребятами, частые тренировки и обучение чему-то новому со временем смогут вытеснить компьютер.
  • Качественное общение. Когда малыш будет чувствовать ваше внимание и поддержку — у него будет меньше соблазнов изолироваться от действительности. Устройте на выходные пикник на природе. Прогуляйтесь по парку. Сходите в цирк или «поломайте» голову над оригами. Соберите вместе конструктор, пазлы. Выбирайте время на совместность, ведь очень важно показать ему, что реальный мир тоже интересный. Намного интересней виртуального.
  • Мягкость и понимание. Не будьте слишком жёсткими и категоричными по отношению к его увлечению. Это только усугубит ситуацию. Маленькие дети будут пытаться тайком играть, старшие в виде протеста. Проявите креативность и хитрость. Младшим предложите поиграть вместе. Старших отвлеките совместной готовкой любимых лакомств или прогулкой по магазинам и покупкой обновки. В общем, тем, что он любит или любил помимо виртуальной реальности.
  • Традиции. Постарайтесь поддерживать ценность семейного общения. Даже если было не принято, заведите традицию совместного ужина. Готовьте вместе, красиво сервируйте. Не дайте ему возможности сбежать с тарелкой в свою комнату к монитору. После ужина прогуляйтесь, если ещё не поздно. Покатайтесь на роликах, велосипеде, слепите снеговика или пособирайте каштаны. Это поможет вызвать у малыша положительные эмоции, намного качественнее тех, которые получает за игрой.
  • Потерянное время. Старшему ребёнку распишите на бумаге, сколько времени он теряет в неделю, за год просиживания перед компьютером. Помогите вспомнить или осознать свою мечту и выразите готовность поддержать его. Например, он всегда хотел научиться играть на гитаре, а вы никак её не покупали или не оплатили занятия. Так пора сделать это сейчас. Поддержите и другие интересы, это сблизит вас и переключит его внимание от игровой зависимости.
  • Реальность интересней. Попробуйте показать захватывающую реальность. Без гаджетов (кроме необходимого) отправьтесь в путешествие, покатайтесь на лошадях, заночуйте в лесу или возле озера с палаткой. Масса впечатлений и воспоминаний будет толчком к проявлению интереса к жизни вне экрана.
  • Сближение. Подумайте, может, в ежедневных заботах и рабочем процессе вы отдалились от ребёнка? Уже не знаете, чего боится, какие события в жизни происходят, что волнует? Попробуйте стать другом для него. Пусть знает, что может обратиться к вам в любой момент, посоветоваться или рассказать, что гложет. Приступите к восстановлению доверия, это очень важный момент.
  • Общение на равных. Если это уже подросток, попробуйте вызвать его на откровенный разговор. Расскажите о своих переживаниях по поводу его здоровья как физического, так и психического. Будьте с ним искренними. Пусть почувствует, что вы говорите с ним на равных, а не поучительно. Объясните, что не планируете запрещать ему компьютер, просто пусть попробует и другие способы провести свою жизнь с интересом. А вы поможете ему в этом.
  • Не провоцируйте. Не поощряйте хорошее поведение ребёнка разрешением провести время за экраном монитора. Всё доел или сделал домашнее задание? Отлично, только придумайте другой способ мотивации, не провоцирующий зависимость.
  • Крайние меры. Только в крайнем случае можно использовать радикальный метод — отключите интернет или отберите планшет, ноутбук. Только он не поможет побороть зависимость, а лишь немного проконтролировать процесс.
Читать еще:  Как открыть файл avi на компьютере

Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Как отучить ребёнка от компьютера

У современных детей полно соблазнов — телевизор, виртуальные игры, всяческие 3D и 7D кинотеатры. Это все заменяет им реальность и создаёт много сложностей в развитии. Большинство родителей порой чувствуют беспомощность и не знают как отучить ребёнка от компьютера.

Для начала попробуем рассмотреть причины, по которым возникает эта зависимость и каковы последствия, к которым она приводит:

  • Может возникать при неудовлетворённости окружающим миром. У детей высокая потребность в самовыражении. И не всегда они умеют направить свою энергию в продуктивную реализацию себя и своих мыслей. Они легко могут подпадать под влияние и увлекаться. В игре им хорошо, они там сильные и успешные. Ведь в крайнем случае можно вернуться и переиграть. Со временем игровой мир меняет их мировоззрение и вытесняет реальность. Последствиями служит то, что в реальности они испытывают сложности в общении со сверстниками и ощущают себя слабыми.
  • Напряжённая атмосфера в семье толкает их на побег в виртуальный мир. Сложные отношения с родителями или друзьями — для ребёнка это колоссальный стресс. Он нуждается в месте, где сможет расслабиться и забыть о проблемах. Социальные сети или игры помогают им самоизолироваться от окружающей и сложной для них действительности.

Последствия

Последствия психологического характера

  • Со временем ребёнок становится раздражительным, агрессивным, очень быстро устаёт. Пропадают ощущения радости, беззаботности и прелести детства.
  • Может возникать мнимое превосходство над другими. Как полярность их реальной очень низкой самооценки.
  • Наблюдаются нарушения сна.
  • Теряется интерес к другим занятиям и людям.
  • Даже если в данный момент ребёнок не за компьютером он всеми мыслями погружен в игру. Он размышляет о том, какой уровень его ожидает, что он дальше будет делать…
  • При угрозе, что любимую игрушку отберут или выключат, может ощущать панику или проживать депрессивные состояния.

Физические заболевания

  • При длительном контакте с экраном монитора ухудшается зрение, возникает синдром «сухого глаза».
  • Проявляется искривление позвоночника, и соответственно нарушение осанки.
  • При нарушении питания могут возникать запоры или диарея.
  • Малоподвижный образ жизни вполне может спровоцировать ожирение.
  • Дети с компьютерной зависимостью страдают хронической усталостью.

Влияние компьютерной реальности на неокрепшую психику ребёнка достаточно существенны, более подробно вы можете ознакомится с последствиями в предыдущей статье. И более подробно о влияние такой зависимости на здоровье ребёнка в другой статье.

Признаки зависимости

  • Когда родители зовут, а ребёнок выражает нежелание отвлекаться от компьютера.
  • Становится раздражительным, если всё-таки отвлекли или забрали электронную игрушку.
  • Не может точно сказать, через сколько освободится или закончит игру.
  • Забывает об учёбе, других увлечениях, друзьях. Пренебрегает отношениями с другими.
  • Ест только за компьютером.
  • Ощущает эмоциональный подъём в основном во время игр в виртуальной реальности. Может даже испытывать эйфорию.

Стадии зависимости

Существуют стадии развития привязанности к виртуальной реальности:

  1. Стадия лёгкой увлечённости. Носит ситуационный характер. Игра пока не составляет список ценностей, но при этом уже хочется повторить действия, благодаря которым испытал удовольствие. Вследствие этого ребёнок начинает играть все чаще, уже не случайным образом попадая к монитору.
  2. Стадия увлечённости. В это время формируется новая потребность, которой прежде не было в системе ценностей ребёнка — виртуальная реальность. Процесс игры уже носит систематический характер. Активно может предпринимать действия для того, чтобы всегда был доступ к компьютеру.
  3. Стадия зависимости. Становится раздражительным и вспыльчивым. Меняется ценностная система. Могут играть совместно с другими игроками по сети, конкурируя таким образом. В таком случае поддерживается связь с социумом и маловероятно, что удастся уйти от реальности. А могут самоизолироваться. Тогда нарушается взаимодействие с окружающим миром. Игра для них становится базовой потребностью. Психика начинает отражать виртуальную реальность. Если отбирают компьютер – могут возникнуть депрессия. Порой приводит к патологиям, вплоть до аутизма.
  4. Стадия привязанности. Начинает проявляться угасание в игровой потребности. Полностью отказаться от компьютера ещё невозможно, но при этом играет намного реже. Эта стадия может никогда и не завершиться. При выходе новой игры зависимость может активизироваться, а после её прохождения снова угасать.

Итак, как отвлечь ребёнка от компьютера, если он успел познакомиться с виртуальной реальностью или телепередачами, что в общем-то схоже?

Рекомендации психологов всегда направленны на помощь в возрождение интереса ребёнка к живому общению со сверстниками. Необходимо помочь ему наладить отношения с реальным миром и поверить в свои силы.

Рекомендации

  • Ограничения. Разрешайте играть или смотреть что-либо только в строго определённое время. И ограниченное. Маленьким детям вообще, больше 15 минут перед монитором запрещено проводить. Обязательно делайте перерывы. Контролируйте все мультики и игры, порой в них присутствует жестокость и насилие. Если играет- то только в полезные и развивающие. Доступ к другим сайтам должен быть заблокирован.
  • Другие интересы. Подумайте, что любит ваш ребёнок, поговорите с ним и помогите в силу его интереса выбрать спортивную секцию или кружок. Играет в драки? В таком случае он оценит единоборства. Или любит рисовать? Тогда в художественной школе сможет раскрыть свой потенциал. Общение с другими ребятами, частые тренировки и обучение чему-то новому со временем смогут вытеснить компьютер.
  • Качественное общение. Когда малыш будет чувствовать ваше внимание и поддержку — у него будет меньше соблазнов изолироваться от действительности. Устройте на выходные пикник на природе. Прогуляйтесь по парку. Сходите в цирк или «поломайте» голову над оригами. Соберите вместе конструктор, пазлы. Выбирайте время на совместность, ведь очень важно показать ему, что реальный мир тоже интересный. Намного интересней виртуального.
  • Мягкость и понимание. Не будьте слишком жёсткими и категоричными по отношению к его увлечению. Это только усугубит ситуацию. Маленькие дети будут пытаться тайком играть, старшие в виде протеста. Проявите креативность и хитрость. Младшим предложите поиграть вместе. Старших отвлеките совместной готовкой любимых лакомств или прогулкой по магазинам и покупкой обновки. В общем, тем, что он любит или любил помимо виртуальной реальности.
  • Традиции. Постарайтесь поддерживать ценность семейного общения. Даже если было не принято, заведите традицию совместного ужина. Готовьте вместе, красиво сервируйте. Не дайте ему возможности сбежать с тарелкой в свою комнату к монитору. После ужина прогуляйтесь, если ещё не поздно. Покатайтесь на роликах, велосипеде, слепите снеговика или пособирайте каштаны. Это поможет вызвать у малыша положительные эмоции, намного качественнее тех, которые получает за игрой.
  • Потерянное время. Старшему ребёнку распишите на бумаге, сколько времени он теряет в неделю, за год просиживания перед компьютером. Помогите вспомнить или осознать свою мечту и выразите готовность поддержать его. Например, он всегда хотел научиться играть на гитаре, а вы никак её не покупали или не оплатили занятия. Так пора сделать это сейчас. Поддержите и другие интересы, это сблизит вас и переключит его внимание от игровой зависимости.
  • Реальность интересней. Попробуйте показать захватывающую реальность. Без гаджетов (кроме необходимого) отправьтесь в путешествие, покатайтесь на лошадях, заночуйте в лесу или возле озера с палаткой. Масса впечатлений и воспоминаний будет толчком к проявлению интереса к жизни вне экрана.
  • Сближение. Подумайте, может, в ежедневных заботах и рабочем процессе вы отдалились от ребёнка? Уже не знаете, чего боится, какие события в жизни происходят, что волнует? Попробуйте стать другом для него. Пусть знает, что может обратиться к вам в любой момент, посоветоваться или рассказать, что гложет. Приступите к восстановлению доверия, это очень важный момент.
  • Общение на равных. Если это уже подросток, попробуйте вызвать его на откровенный разговор. Расскажите о своих переживаниях по поводу его здоровья как физического, так и психического. Будьте с ним искренними. Пусть почувствует, что вы говорите с ним на равных, а не поучительно. Объясните, что не планируете запрещать ему компьютер, просто пусть попробует и другие способы провести свою жизнь с интересом. А вы поможете ему в этом.
  • Не провоцируйте. Не поощряйте хорошее поведение ребёнка разрешением провести время за экраном монитора. Всё доел или сделал домашнее задание? Отлично, только придумайте другой способ мотивации, не провоцирующий зависимость.
  • Крайние меры. Только в крайнем случае можно использовать радикальный метод — отключите интернет или отберите планшет, ноутбук. Только он не поможет побороть зависимость, а лишь немного проконтролировать процесс.

Будьте готовы к тому, что это длительный процесс. Он требует много энергии и внутренних ресурсов. И прежде всего вашей готовности меняться и вкладываться в процесс воспитания. Ребёнок в силу своей несамостоятельности не может устроить свой досуг правильно, он выбирает пути наименьшего сопротивления — садиться за гаджеты. Поэтому обеспечить здоровый досуг, в том числе и личным примером, — обязанность родителей.

Положительный пример родителей играет важную роль. Ведь как отвлечь ребёнка от компьютера, если вы сами постоянно проводите время за монитором или имеете другие вредные привычки? Совместный активный образ жизни поможет добиться результатов.

Если ребёнок не реагирует на ваши предложения и замечания, и предыдущие рекомендации не помогли – в таком случае стоит обратиться к специалисту. Речь идёт о серьёзной зависимости, с которой сложно справиться в одиночку. Психологи и психотерапевты помогут с помощью коррекционных методик преодолеть такой сложный период вашей жизни и жизни ребёнка.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector