Как выбрать микрофон

Как выбрать микрофон?

Микрофон — один из главных девайсов для творческих людей, связанных с созданием медиаконтента. В основном они используются музыкальными коллективами, стримерами, видеоблогерами и подкастерами. В этой статье мы рассмотрим все основные области использования микрофонов и поможем вам выбрать из сотен моделей, представленных в продаже.

Стоит отметить, что говорить мы будем только о более-менее дорогих моделях. Дешевые микрофоны для компьютера в большинстве случаев лучше не покупать — хватит микрофона на гарнитуре, а дешевые (стоимостью меньше $100) вокальные и инструментальные микрофоны покупать просто не рекомендуется.

В следующем разделе мы поговорим о важных характеристиках микрофонов, которые стоит учитывать при выборе, затем дадим несколько полезных советов, а в конце статьи расскажем о десяти достойных вашего внимания моделей, которые можно купить у продавцов в нашем каталоге.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Назначение

Все микрофоны можно условно разделить на компьютерные и профессиональные. К счастью, дешевые компьютерные микрофоны стоимостью в несколько долларов уже почти не используются — на их место встали микрофоны в гарнитурах, как игровых, так и обычных. В этой статье мы рассматриваем только профессиональные модели — для вокала, инструментов, подкастинга, стриминга и видеоблогов.

Тип

По типу принципа действия микрофоны делятся на динамические, конденсаторные и электретные.

Динамические микрофоны распространены больше других — их можно применять практически в любых условиях. Они используют мембрану, соединенную с токопроводом, помещенным в магнитное поле постоянного магнита. Колебания воздуха воздействуют на эту мембрану и приводят в движение токопровод, который пересекает силовые линии магнитного поля и таким образом генерирует звуковой сигнал.

В конденсаторных микрофонах используется конденсатор, одна из обкладок которого выполнена из эластичного материала. Звуковые колебания изменяют емкость конденсатора, и это позволяет получать звуковой сигнал. Такие микрофоны почти всегда используются в студийных условиях и требуют источника питания (обычно питание подается через XLR-порт).

Электретные микрофоны схожи с конденсаторными, но дешевле и могут использоваться не только в студии. В качестве обкладки конденсатора в них используется пластина из электрета.

Проводной или беспроводной

Беспроводные микрофоны по понятным причинам дороже своих проводных аналогов, но предоставляют свободу движения пользователя — например, на сцене. Качество звука беспроводных моделей, однако, хуже, чем у проводных, если речь не идет о топовых микрофонах стоимостью в несколько сотен долларов.

Радиус действия, м

Характеризует расстояние от микрофона до источника звука, на котором захват звука будет полноценным. Если вы выбираете микрофон для подкастинга, стриминга или видеоблога, учитывайте этот параметр и устанавливайте микрофон не дальше.

В случае беспроводных микрофонов этот параметр также характеризует радиус, на котором микрофон может работать с базовой станцией.

Полярность

Микрофоны могут быть всенаправленными, двунаправленными и направленными. В первом случае источник звука может быть расположен в любой стороне от устройства, во втором — с одной из двух сторон, в третьем — только с одной стороны. Направленные и двунаправленные микрофоны используются для записи вокала и инструментов, всенаправленные чаще используются для подкастинга, стриминга и видеоблогов.

Сопротивление (импенданс), Ом

Эта характеристика используется для согласования сопротивления микрофона и входным сопротивлением микшера, предусилителя или звуковой карты. Низкий импенданс — около 600 Ом, средний — от 600 до 10000 Ом, высокий — более 10000 Ом.

Минимальных потерь звукового сигнала можно добиться в том случае, когда сопротивление микрофона примерно в 3-10 раз меньше прибора, к которому он подключен.

Интерфейсы подключения

XLR-порты используются для подключения профессиональных вокальных и инструментальных моделей. Компьютерные микрофоны для подкастов, видеоблогов и стримов почти всегда подключаются через USB или 3.5 мм миниджек.

Кнопка включения и выключения

Наличие такой кнопки позволяет быстро включать и выключать звук микрофона — это некритично, но очень помогает в определенных условиях.

Защита от ветра

Внутренний или внешний экран для защиты от ветра позволяет микрофону отфильтровывать звук движения воздуха — модели с таким экраном не будут, к примеру, записывать шумное дыхание пользователя. Для защиты от ветра часто используют дополнительные экраны, которые крепятся к стойке или подставке микрофона.

Полезные советы

Не стоит оценивать микрофон по чистым техническим характеристикам — сопротивлению, чувствительности и так далее. Лучше всего будет найти в интернете отзывы на конкретную модель, так как итоговое качество звука зависит и от множества других параметров (конструкция, использованные в производстве материалы, качество изготовления и прочее).

Если вы выбираете вокальный микрофон, учитывайте его вес и удобство конструкции. Большая часть современных моделей, впрочем, в этом плане практически не отличаются.

Обязательно убедитесь в том, что устройство, к которому вы будете подключать микрофон, имеет нужные порты и / или обладает достаточным сопротивлением входа, о котором мы рассказали выше.

Всенаправленные микрофоны лучше показывают себя в хорошо заглушенном помещении, направленные — наоборот.

Универсальную модель микрофона найти сложно — из-за особенностей конструкции, материалов и так далее одна модель может подойти конкретному человеку, другая — нет. Лучше всего проверить звучание микрофона до покупки, но если такой возможности нет — опять-таки, поищите отзывы на него от людей, которые занимаются тем же, чем занимаетесь или собираетесь заниматься вы.

Топ-10 микрофонов

Rode NT-USB

Довольно дорогой USB-микрофон для профессионалов — стримеров, подкастеров и блогеров.

Особенности:

  • тип — конденсаторный
  • проводной
  • радиус действия — 6 м
  • чувствительность — 110 Дб
  • интерфейсы подключения — 3.5 мм миниджек, USB
  • защита от ветра
  • вес — 520 г

Shure KSM9/CG

Профессиональный вокальный микрофон высочайшего качества от Shure. Цена — соответствующая.

Особенности:

  • тип — конденсаторный
  • проводной / беспроводной
  • направленный
  • сопротивление — 150 Ом
  • чувствительность — 51 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • вес — 300 г

Shure BETA 87A

Более дешевый профессиональный вокальный микрофон Shure.

Особенности:

  • тип — электретный
  • проводной
  • направленный
  • сопротивление — 150 Ом
  • чувствительность — 52.5 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • вес — 207 г

Среднебюджетный профессиональный микрофон для инструментов или вокала.

Особенности:

  • тип — конденсаторный
  • проводной
  • радиус действия — 6 м
  • сопротивление — 100 Ом
  • чувствительность — 88 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • защита от ветра
  • вес — 326 г

Rode smartLav+

Недорогой и удобный петличный микрофон для стримеров, блогеров и подкастеров.

Особенности:

  • тип — конденсаторный
  • проводной
  • всенаправленный
  • сопротивление — 3000 Ом
  • чувствительность — 35 Дб
  • интерфейсы подключения — 3.5 мм миниджек
  • защита от ветра

Shure SM58S

Среднебюджетный вокальный микрофон Shure.

Особенности:

  • тип — динамический
  • проводной
  • направленный
  • радиус действия — 60 м
  • сопротивление — 300 Ом
  • чувствительность — 74 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • кнопка включения и выключения
  • защита от ветра
  • вес — 298 г

Audio-Technica AT2020

Среднебюджетный USB-микрофон для подкастов, стримов и видеоблогов.

Особенности:

  • тип — конденсаторный
  • проводной
  • радиус действия — 3.1 м
  • интерфейсы подключения — 3.5 мм миниджек, USB
  • подставка
  • вес — 386 г

Beyerdynamic Opus 660

Беспроводной вокальный микрофон высшего класса.

Особенности:

  • тип — динамический
  • проводной / беспроводной
  • радиус действия — 100 м
  • направленный
  • сопротивление — 280 Ом
  • чувствительность — 110 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • кнопка включения и выключения
  • вес — 345 г

Sennheiser e 845

Особенности:

  • тип — динамический
  • проводной
  • направленный
  • сопротивление — 200 Ом
  • интерфейсы подключения — XLR
  • вес — 330 г

Недорогой вокальный микрофон Rode.

Особенности:

  • тип — динамический
  • проводной
  • направленный
  • сопротивление — 320 Ом
  • чувствительность — 56 Дб
  • интерфейсы подключения — XLR
  • кнопка включения и выключения
  • защита от ветра
  • вес — 360 г

Как выбрать студийный микрофон

Чем следует руководствоваться в поисках подходящей модели: известностью бренда, графиками и таблицами параметров, стоимостью или рекомендациями всезнающих знакомых? Пытаемся выяснить

  • 11 апреля 2017
  • 5100
  • Василий Гуляев

Популярное

Как снять фильм без бюджета и продать его Netflix

Всплеск гламура перед войной: костюмы к фильму «Аббатство Даунтон»

7 самых долгих ситкомов в истории российского ТВ

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

8 голов, регенерация всадника и другие нестареющие эффекты «Сонной лощины»

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос — а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых — и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы Shure или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы.

Типы микрофонов

Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер.

Устройство конденсаторного микрофона

Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.

Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.

Читать еще:  Как выглядит оперативная память

Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон SHURE MX391/O

«Двунаправленные» (или «восьмерки» — так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона — кардиоида — напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Кардиоидный микрофон

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Микрофон-«пушка»

Диаграмма направленности гиперкардиоида — остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Гиперкардиоидные микрофоны

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.

Behringer

Немецкая компания Behringer (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия.

Она предлагает микрофоны практически всех рассмотренных типов с различными диаграммами направленности.

AKG

Компания AKG Acoustics GmbH была образована в Вене, Австрия, в 1947 году. Аббревиатура AKG является сокращением от немецкого Akustische und Kino-Geraete. В начале 50-х годов разработчики AKG совершили настоящую революцию в области аудиотехники, представив несколько новых моделей, равных которым не было. В том числе они выпустили первый в мире кардиоидный конденсаторный микрофон профессионального уровня.

Продукцией AKG пользовались такие, не нуждающиеся в рекомендациях музыканты, как Фрэнк Синатра и Питер Габриел, Стиви Уандер и Род Стюарт, группы Simply Red, Rolling Stones, Aerosmith и многие другие.

В числе моделей AKG — и новые разработки, и ставшие легендарными микрофоны. К примеру, производство AKG C 12 VR начиналось еще в 1953 году, и они дошли до нашего времени в модернизированном виде.

Neumann и Sennheiser

Еще одна компания из Германии — Neumann — была основана в Берлине в 1928 году Георгом Нойманном. Она на протяжении многих десятилетий задает тон в производстве студийных микрофонов.

Их выбирают для профессиональных студий, зная, что высокое качество звука и надежность — это верные спутники продукции компании. Там работают уже несколько поколений аудиоинженеров, а в числе клиентов значатся такие звезды, как Beatles, Брайан Адамс, Селин Дион, Бейонсе и т.д. В 1991 году Neumann стала частью Sennheiser Group.

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы — это Neumann M 149 Tube, Neumann M 150 Tube, Sennheiser MKH 800 и другие.

Shure

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию.

Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны Shure SM58 и Shure Beta 58. Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.

RØDE

Австралийская компания RØDE Microphones производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, RØDE NT1-A, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

Больше, чем просто техника

Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь — практика и ее критическое осмысление.

Студийные микрофоны. Выбор и особенности использования

Что такое «студийный» микрофон? Все очень просто. Это микрофон, который используется в студии. Он может быть динамическим, конденсаторным и любым другим. Если он решает поставленную задачу и делает это хорошо, то какая разница, какой это микрофон?

Конечно же, на студиях чаще всего применяют конденсаторные микрофоны. Это связано с их характеристиками, о которых вы узнаете чуть позже. Динамические используют в основном для записи инструментов, а также иногда экстрим-вокала.

Сегодня мы расскажем о том, какие микрофоны бывают, для чего применяются, а также на что нужно обратить внимание при выборе.

Виды микрофонов

В первую очередь микрофоны принято разделять по типу преобразователя на динамические и конденсаторные.

• Динамические – микрофоны с мембраной, на которой жестко закреплена катушка, двигающаяся в неподвижном магните. На катушке наводится ЭДС, позволяя нам регистрировать звуковые волны.

• Конденсаторные – микрофоны, состоящие из двух пластин, расположенных по типу конденсатора. Одна из пластин подвижна, что дает нам изменение емкости при воздействии звуковых волн.

Ленточные микрофоны, применяемые в студиях, являются разновидностью динамического. Угольные и электретные микрофоны мы рассматривать не будем, хотя область их применения широка. Например, угольные микрофоны иногда используют во время записи игры на губной гармошке.

Дополнительные параметры

Диаграмма направленности

Следующим параметром, который мы рассмотрим, будет диаграмма направленности микрофона. Она показывает нам, с какой стороны микрофон наиболее чувствителен, а его АЧХ – наиболее ровная.
По типу направленности микрофоны бывают направленные и ненаправленные (всенаправленные).
В студийных микрофонах наиболее часто используются три диаграммы направленности:

• кардиоида,
• круг,
• восьмерка.

• Кардиоида – обозначается перевернутым сердечком. Показывает, что микрофон будет хорошо улавливать звук, пришедший прямо в мембрану. Тыльная же сторона микрофона «почти» ничего не слышит.

• Круг – обозначается кружочком, такие микрофоны являются «ненаправленными», принимают звук с любой стороны.

• Восьмерка – обозначается значком «перевернутой восьмерки», значком «бесконечности». Этот значок показывает нам, что микрофон хорошо ловит звук с передней и задней стороны капсюля, но при этом почти ничего не ловит по бокам.

Применяя микрофоны с разной диаграммой направленности, либо переключая её на самом микрофоне, можно добиться совершенно разного звучания. Например, кардиоидный микрофон хорошо подойдёт для записи голоса исполнителя, круг подчеркнёт объём «комнаты», восьмёрка позволит записать пару бэк-вокалистов в один микрофон.

Схема предусилителя

Одним из немаловажных параметров микрофона является схема предусилителя, на которой он собран. Это могут быть ламповые, трансформаторные, бестрансформаторные, транзисторные, гибридные технологии. Выбор будет основываться исключительно на ваших предпочтениях. Считается, что ламповые микрофоны дают более мягкое, тёплое, «ламповое» звучание, в то время как полупроводниковые предусилители более прозрачны.

Максимальное звуковое давление (SPL)

Этот параметр покажет, какое давление выдержит диафрагма (чувствительный элемент) микрофона до искажения звучания. На текущий момент, практически на всех микрофонах этот параметр установлен равным (или выше) болевому порогу человека. Однако не стоит думать, что микрофон выйдет из строя, когда вашим ушам станет больно. Например, звук с бас-барабана пишут с довольно близкого расстояния, давление там очень большое. Вы же слушаете его совершенно с другого расстояния, да ещё и не по оси. В связи с этим конденсаторные микрофоны для записи бас-барабана практически не применяются.

Частотная характеристика

Она показывает нам, какие частоты микрофон в целом способен уловить. Чем шире частотная характеристика, тем более полнодиапазонно будет звучать записываемый звук. У большинства конденсаторных микрофонов этот параметр будет в области слышимости для человека, то есть от 20 Hz до 20 kHz. У динамических этот параметр скромнее, обычно от 50Hz до 16 kHz.

Такие параметры, как чувствительность, эквивалентный уровень шума, соотношение сигнал/шум и другие, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве современных микрофонов эти параметры очень хороши, а для домашней записи даже избыточны.

Переключатели

Также на микрофонах вы можете увидеть один или несколько переключателей. Чаще всего это обрезной фильтр нижних частот (HPF), а также переключатель PAD, который является аттенюатором и понижает уровень на 10 либо 20 dB.

Какой микрофон подойдет для меня

Запись вокала

В этом случае больше всего подойдут широкомембранные микрофоны кардиоидной направленности. Возможность подрезать лишний низ (HPF) будет приятным дополнением. Микрофоны с большой диафрагмой лучше передают нюансы звучания, а кардиоидная направленность позволит сократить площадь звукового охвата, уменьшив тем самым проникновение посторонних шумов. Примером может служить микрофон Rode NT1/2, sE X1 S, sE 2200 и вплоть до Neumann U87 и другие.

При необходимости записи агрессивного вокала, гроула, скрима хорошие результаты можно получить, применяя динамические микрофоны. Отлично себя зарекомендовали такие модели, как Shure SM-7B, Beta-58. Также для более харАктерного звучания можно порекомендовать использование красящих ламповых микрофонов и/или предусилителей.

Читать еще:  Для чего нужен жесткий диск

Предусилители

Здесь немного подробнее остановимся на предусилителях. Практически любому студийному микрофону нужен предусилитель. Чаще всего в этой роли выступают встроенные предусилители звуковой карты. Многие производители, такие как RME, Steinberg, Digidesign, UA, устанавливают на своих звуковых картах очень качественные предусилители, позволяющие получить чистое и прозрачное звучание. Для большинства задач этих предусилителей более чем достаточно.

Однако в некоторых ситуациях хочется придать голосу особый «окрас», добавить «песочка», подчеркнуть плотность. В таких случаях необходимо выбирать внешние предусилители. Можно начать с гибридных моделей от производителя ART. Они добавят «художественной грязи». При наличии соответствующего бюджета рекомендуем обратить внимание на Audient iD14, API 512, Warm Audio WA12.

Запись инструментов

Отметим, «инструментальные микрофоны» названы так довольно условно, чаще всего это просто малогабаритные устройства, которые удобно располагать близко к инструменту без особых помех для исполнителя. В большинстве случаев инструменты записывают теми же микрофонами, что и вокал.

Хорошим вариантом при записи инструментов будет использование двух микрофонов, например, подобранной стереопары, AB, MS, XY. Однако при должном умении записать инструмент можно и совершенно разными микрофонами, один из которых должен быть большемембранным.

Особняком стоит запись ударных инструментов, для них как раз необходимо использование специализированных микрофонов. Чаще всего это динамические, выдерживающие большое звуковое давление, модели. Например, AKG D112 MKII, Shure Beta 56A, Sennheiser E901/E902/E903. Они имеют специализированные крепления – для удобства установки именно на ударной установке.

Особенности записи в домашних условиях: ответы на вопросы клиентов

Какой микрофон убирает шум?

POP-фильтр убирает шум комнаты?

Нет! Это устройство предназначено для борьбы с «взрывными» согласными, «б», «п». POP-фильтр ослабляет поток воздуха, летящий в микрофон при произнесении этих согласных. Никаких шумов он не убирает.

Дорогой микрофон лучше дешевого?

Конечно, лучше! Только, в чем? И для кого? Конечно же, характеристики «дорогого» микрофона заведомо лучше. Но всегда нужно руководствоваться одним принципом: необходимо и достаточно! Если вы пишете звук на кухне, покупать микрофон за 2–5 тысячи евро нет никакого смысла, если вы YouTube-блогер, серьезный «вокальный» микрофон вам также не нужен. Однако заметим, что при записи вокала и инструментов «дорогой» фирменный микрофон даст лучший результат по «посадке» записанного звука в общий микс, а также такие микрофоны гораздо лучше ведут себя при коррекции записи на этапе сведения.

Если я куплю дорогой микрофон, я стану лучше петь?

Ну только если стоимость микрофона вас ооочень мотивирует! В остальном, нужно понимать, что микрофон просто записывает сигнал, градиент давления, который приходит на мембрану. И совершенно не важно, сколько он при этом стоит.

Нужно отметить, что, например, с помощью некоторых микрофонов можно немного скорректировать общий характер, общую тембральную окраску звучания, но НЕ исправить вокал. Такие микрофоны, как AKG C3000-B, Neumann M149, имеют довольно агрессивное звучание. И если ваша вокалистка «еле мяукает», можно придать чуть больше выразительности ее «нежному» вокалу.

Если я всю комнату изолирую поролоном, звучать будет лучше?

И снова нет! Таким методом вы просто переглушите комнату, звучание станет «сухим и безжизненным». О том, как правильно «подглушить» комнату, можно прочитать на нашем сайте.

Вместо заключения

В качестве пожелания: чем точнее вы опишете консультанту в магазине вашу задачу, тем быстрее он сможет подобрать оборудование именно для вашего случая. Вряд ли кто-то будет предлагать вам сложное дорогое оборудование, в котором вы явно не разберётесь. Слишком велика вероятность возврата.

Успехов в работе.

Автор текста Альберт Сафронов, Поп-Мьюзик

Выбираем микрофон для вокала

С нами вы не запутаетесь и не потратите деньги напрасно.

Содержание

Основные характеристики вокальных микрофонов

Во время поиска нужной модели вы встретитесь с техническими характеристиками. В них полезно разбираться. Хотя бы в основных. К ним относятся:

  • направленность;
  • частотность (АЧХ);
  • чувствительность;
  • уровень звукового давления (УЗД);
  • уровень шума.

Направленность

Микрофоны по-разному воспринимают звуковые сигналы: какие-то «слышат» и передают, а какие-то отсекают. Это называют диаграммой направленности. Или просто – направленностью. Перечислим 3 известных типа:

  1. однонаправленные;
  2. двунаправленные;
  3. всенаправленные.

Однонаправленные

Улавливают сигнал, приходящий с одного направления, и нечувствительны к звукам с других сторон. Не требовательны к акустике помещения. Бывают кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные.

Самые распространенные – кардиоидные. Их диаграмма напоминает человеческое сердце: отсюда и название. Они воспринимают только сигнал спереди. Ограничивают нежелательные звуки, приходящие сбоку и сзади.

Суперкардиоидные и гиперкардиоидные имеют более узкую зону охвата спереди, но зато захватывают немного сигнала позади себя. Их небольшие различия видны на схеме.

Для чего подходят:

  • Выступления на сцене. Улавливают только солиста. Либо солиста и аплодисменты из зала.
  • Запись вокала в домашних условиях с несовершенной акустикой.
  • Пишут живые концерты: не захватывают лишний шум от зрителей.

Двунаправленные (восьмерки)

Воспринимают сигналы спереди и сзади. Невосприимчивы к источникам звука, находящимся по бокам. Подходят для вокального дуэта, когда певцы стоят напротив друг друга.

Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)

«Ловят» все, что происходит вокруг. Интересно, что на низких частотах все микрофоны – всенаправленные. Таковы законы физики.

  • Отсутствие «эффекта близости».
  • Объемный звук.
  • Низкий уровень собственного шума.
  • На концертах.
  • На репетициях, когда нет возможности озвучить каждого исполнителя коллектива отдельно. Омни-микрофон располагают в центре, а вокруг него – музыкантов.
  • Для записи шумов на улице, воссоздания атмосферы в помещении.

Частотность (АЧХ)

Каждый преобразователь звука имеет свою амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), то есть по-своему передает разные частоты. Частотность измеряется в герцах (Гц). Бывают устройства с подъемом или спадом в области верхних, средних или нижних частот.

Для наглядности производители прилагают к каждой модели график. На нем изображена кривая частотности, что упрощает выбор.

Звучание одного и того же голоса при использовании приборов с разной АЧХ заметно отличается. Поэтому каждому исполнителю требуется устройство со своей АЧХ.

У вокалистов с пронзительной формантой в области верхних частот микрофоны, как правило, свистят и «ведутся» по верху. Им не стоит выбирать вариант с подъемом по верхним частотам. Если голос резко «верхастый», лучше остановиться на экземпляре с завалом по верхним или подъемом по нижним частотам.

Голос просто высокий, но не резкий? Тогда лучше не покупать устройство с завалом по верхам. Скроется красота тембра.

Для бархатных баритонов подойдет модель с хорошей передачей низких частот. Верхние же могут быть завалены.

Чувствительность

Чем выше чувствительность прибора, тем более тихий звук он улавливает. И наоборот. Характеристика измеряется в разных единицах. Для простоты понимания достаточно знать: чем ниже цифры, тем выше чувствительность.

Уровень звукового давления (УЗД)

Показывает, какой силы звук прибор передает без искажения. У каждого – свой динамический диапазон. Единица измерения – децибелы (дБ).

Уровень шума

Ясно: чем меньше собственный уровень шума, тем лучше. Высокий – частый минус дешевых устройств.

Общий уровень шума существенно зависит от качества остальной аппаратуры: предусилителя, усилителя, сети (питания), проводов. От грамотности подключения и настройки приборов.

Типы вокальных микрофонов

Существует 5 основных разновидностей. Каждая приспособлена для решения своих задач. Перечислим эти типы:

  • динамические;
  • конденсаторные;
  • ленточные;
  • беспроводные;
  • USB-микрофоны.

Динамические

Так называемые катушечные динамические микрофоны для вокала предназначены прежде всего для выступлений на концертах. С ними также пишут вокал дома и в студии. Порой это делается специально, чтобы добиться в записи звучания голоса, как на концерте. Их используют для записи живых концертов.

  • Прочные, надежные. Выдерживают падения, тряску. Переносят жару, холод, высокую влажность.
  • Устойчивые к высокому УЗД, то есть громким звукам, перегрузу. Озвучивают концертный зал, стадион, спортзал.
  • Не очень хорошо передают нюансы звучания.
  • Обычно имеют неровную АЧХ.
  • Не требуют дополнительного – фантомного – питания. Нуждаются в предусилителе.
  • Как группа в целом – сравнительно недорогие.

Если вам не нужно активно двигаться по сцене во время выступлений и репетиций, проводной динамический микрофон отлично подойдет. Он устойчив в эксплуатации. Не подведет. Стоит недорого, а прослужит долго.

Конденсаторные

Идеальны для студийного вокала. При условии качественной звукоизоляции. Конденсаторные вокальные микрофоны требовательны к акустике помещения в силу высокой чувствительности. Зато в хорошей студии звукозаписи ваш прекрасный тембр точно не будет засорен отражениями.

Конденсаторные преобразователи звука отлично подходят и для вокала на сцене. Их используют на выступлениях наравне с динамическими. Правда, в отличие от последних, они более требовательны к хорошей аппаратуре и нуждаются в грамотном звукорежиссере.

  • Не терпят небрежного обращения. В отличие от динамического «брата», конденсаторный после нескольких падений станет хуже звучать или даже сломается.
  • Привередливы в эксплуатации. Требуют умелого использования. Иначе чувствительность обернется высоким уровнем шума.
  • Требуют поп-фильтр. Он снижает звуковые помехи от дыхания вокалиста, взрывных согласных «Б-П», свиста от «С» и «Ф». Защищает устройство от попадания слюны: в ней содержатся вредные для оборудования соли. Тем самым продлевает срок службы.
  • Обычно имеют ровную АЧХ.
  • Детально передают высокие частоты.
  • Конденсаторные омни-микрофоны превосходно передают низкие частоты.
  • Быстрые атаки звучат ярко и чисто.
  • Требует фантомного питания.
  • По стоимости выше динамических.

Этот тип отлично подходит не только для профессиональной студии. Он хорош, если вы ищете универсальный микрофон для записи вокала и живых инструментов в домашних условиях. Вот несколько полезных советов школы «Fishbones»:

  1. Выбирайте устройство кардиоидной направленности, с большой диафрагмой от 1 дюйма (1”=2,54 см), желательно с ровной АЧХ.
  2. Учтите, что на конечный результат записи существенно влияют звуковая карта, предусилитель, компрессор, микшерный пульт.
  3. Что еще понадобится для организации домашней студии звукозаписи: «паук», поп-фильтр, стойка («журавль», обычная прямая или настольная), кабель нужной длины с разъемом XLR.

Используются для записи вокала в студии . Обладают высокой чувствительностью. Разновидность динамических. Правда, в отличие от концертных катушечных, очень хрупкие. И, пожалуй, самые капризные в эксплуатации. Требуют профессионального подхода. А ценят их за качественный глубокий звук.

  • Нуждаются в исключительно бережном использовании. Иначе легко ломаются.
  • Хорошо передают низкую середину, низкие частоты. Прекрасно подходят для низких мужских голосов: баритона, баса.
  • Имеют небольшое заваливание на верхних частотах. Это не страшно: компенсируется при помощи эквалайзера.
  • Фантомное питание необходимо.
  • Дорогие.
Читать еще:  Как все удалить с жесткого диска

Беспроводные (радиомикрофоны)

Состоят из микрофона, радиопередатчика и радиоприемной станции. Используют только в качестве концертных . На студиях беспроводные микрофоны для вокала не встретить: они не подходят для звукозаписи из-за сокращенного спектра частот.

Что полезно знать о радиомикрофонах:

  • Дают свободу перемещения на сцене. В этом – их главный плюс. Если вы активно двигаетесь во время выступлений, общаетесь с публикой или работаете с подтанцовкой, то отсутствие провода – то, что вам нужно.
  • Имеют ограничения по радиусу действия. Чем мощнее передатчик, тем на большем расстоянии может работать артист. Однако мощность возрастает вместе с ценой.
  • Для большей надежности работы радиосистемы выбирайте модели с разнесенной антенной.
  • Есть ограничения по использованию радиочастот.
  • Зависят от батареек или аккумуляторов. А они быстро разряжаются. К примеру, одной батарейки хватает всего на 1,5 часа. Оборудование может отключиться внезапно. Не исключено, что в самый неподходящий момент.
  • Не очень хорошо передают верхние частоты.
  • При покупке сразу рассчитывайте, сколько микрофонов нужно: каждая база работает лишь с определенным количеством устройств.
  • Нуждаются в грамотном подключении и настройке во избежание неприятных неожиданностей на сцене.
  • Требуют бережной эксплуатации. Ремонт затратный и не всегда оправдан.
  • Дорогие.

USB-микрофоны для вокала

Имеют низкие или средние показатели качества звука. Поэтому используются только для домашней демо-записи, стриминга, тренировок . Даже самый качественный USB-микрофон не заменит профессионального микрофона для вокала.

  • Удобные. Подключаются проводом USB в порт компьютера.
  • Не требуют фантомного питания, акустического провода, другой аппаратуры.
  • Портативные. Просто брать с собой в гости.
  • При работе дома желательно использовать акустический экран, чтобы не улавливались посторонние шумы.
  • Сравнительно недорогие.

Какие модели выбрать

Во всем мире известны следующие производители: Shure, AGK, Sennheiser, Neumann, Rode, Audio-Technica. Какой именно микрофон купить для вокала? Назовем несколько моделей, которые хорошо себя зарекомендовали.

  • Легендарный Shure SM58. Про надежность и прочность этой модели у звукорежиссеров ходит шутка, что им можно гвозди заколачивать. Используют как вокальные микрофоны для концертов и для записи.
  • Shure SM7B. Просто создан для рок-вокала.
  • RODE M1. Отличные микрофоны для живых выступлений. С кардиоидной направленностью, встроенным поп-фильтром, низким уровнем шума.
  • Sennheiser MD421. Универсальное устройство: подойдет для вокала и инструментов.
  • Для записи экстрим-вокала хорошие результаты дают Shure SM-7B, Shure Beta-58.
  • RODE NT1A. Конденсаторный, с диафрагмой 1”. Микрофоны этой модели популярны для домашней записи вокала.
  • RODE NTR. Ленточный, с диаграммой «восьмерка».
  • RODE NTK. Ламповый.
  • Shure BLX24E/PG58.
  • AKG Perception Wireless 45 Vocal Set BD-A (530-560).
  • Shure BLX288E/PG58 K3E.

USB-микрофоны для компьютера :

  • RODE NT-USB.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti Pro.
  • Audio-Technica AT2020-usb.

Теперь вы знаете, как правильно выбирать вокальный микрофон. Что еще можно сделать:

  • Узнайте, какими микрофонами пользуются любимые музыканты.
  • Посмотрите отзывы и обзоры на интересующие модели.
  • Проведите тест-драйв нескольких устройств. Да, это мы уже говорили. Но это правда важно.

Какой микрофон лучше купить? Как выбрать микрофон для записи вокала?

  • Позвонить
  • Забронировать
  • telegram-бот
  • Написать

Советы по выбору микрофона для вокала

Выбор микрофона – дело не такое простое, как может показаться поначалу. Раскрученный бренд, «говорящая» стоимость – далеко не первостепенные критерии. Чтобы однозначно понять, какой купить микрофон для вокала, необходимо «примерить» его и убедиться, что прибор выгодно оттеняет достоинства голоса. Или, по крайней мере, не делает очевидными маленькие минусы.

  • Что, где, когда, как?
  • Внимание на тонкости?
  • Критерии качества
  • Конденсаторный vs динамический?
  • Что говорят профессионалы?

Что, где, когда, как?

Эволюция микрофона охватывает около двух веков: за это время простейший механизм превратился в многофункциональное устройство. Хронология изобретения включает множество версий прибора, некоторые из которых используются и в настоящее время.

  1. Первый микрофон – детище британского изобретателя Чарльза Уинстона – даже отдаленно не напоминал современный прибор. Появился он в 1827 году и представлял собой две рейки, передающие ушам механические колебания. По сути, Уинстону принадлежит лишь авторство слова, но не микрофона.
  2. Аналог привычного нам устройства запатентован спустя полвека. Изобретатель Александр Белл предложил «жидкостный передатчик» – трубообразный сосуд, наполненный водным раствором кислоты. Под воздействием человеческого голоса пергаментная диафрагма, помещенная в него, начинала колебаться, и провод, погружаясь в раствор, влиял на сопротивление электрической сети.
  3. Угольный микрофон, созданный на основе «жидкостного передатчика», обрел популярность с первых дней продаж и долгое время оставался единственным достойным преобразователем голоса. Правда, качество звука оставляло желать лучшего, а со временем к нему добавлялись шумы и треск.
  4. Конденсаторные модели, которые сегодня используются на радиовещании, телевидении, вначале применялись исключительно для измерительных целей. С 1916 года эти приборы претерпели несколько изменений – начиная с 1962 году, они начали уверенно покорять музыкальный мир. При внушительном частотном диапазоне и мизерной чувствительности к разным помехам конденсаторные микрофоны не могут похвастаться высокой механической стойкостью, что не влияет на популярность устройств.
  5. Первый ленточный образец появился в 1930 году, хотя популярность он обрел лишь спустя десятилетие. В его основе – движения металлической гофрированной ленточки, которую приводила в действие звуковая волна в магнитном поле. Имея внушительный вес, он характеризовался узкой направленностью и отсутствием посторонних шумов.
  6. Динамические преобразователи голоса – наиболее распространенные. Первые модели были выпущены в 1936 году и сразу же получили славу надежных и «крепких» приборов. Сегодня динамические микрофоны – в списке самых популярных.

Разнообразие современных микрофонов охватывает огромный диапазон как по цене, так и по функциональным возможностям. Дать однозначный совет на просьбу «посоветуйте микрофон для вокала» невозможно: на объективные характеристики прибора всегда накладывается субъективное представление о нем.

Внимание на тонкости!

Динамические и конденсаторные микрофоны – самые распространенные, и у каждого есть свои поклонники. Главное отличие между ними – в том, как звук преобразуется в электрический сигнал. Чтобы понять, как выбрать микрофон для вокала, не лишним будет ознакомиться с особенностями этих двух типов приборов.

Конденсаторное устройство имеет диафрагму в виде ультратонкой пленки из пластика. Между ней и специальной пластиной создается электрическое поле. Происходит это одним из двух способов:

  • с использованием фантомного питания или батареи, которые обеспечивают поляризующее напряжение;
  • благодаря электретному материалу.

Механизм работы этих микрофонов заключается в образовании конденсатора (между пластиной и диафрагмой есть небольшая воздушная камера). Звуковые волны заставляют двигаться диафрагму, в результате чего корректируется емкость конденсатора, а также изменяется электрический заряд. По сути, колебания пластины – не что иное, как «отзеркаливание» движений диафрагмы.

В динамическом преобразователе голоса диафрагма интегрируется с катушкой из тончайшего провода. Звуковые волны вызывают колебания диафрагмы и, соответственно, перемещения катушки. Провод начинает вибрировать и создавать электрический ток, характеристики которого определяются колебаниями диафрагмы.

Критерии качества

Итак, в ваших планах – покупка лучшего микрофона для вокала. Поскольку делается это для единовременного использования, выбор вряд ли будет легким. Какие параметры следует взять за основу?

  • Динамический диапазон. Речь идет о способности улавливать слабые звуки и не «теряться» в громких.
  • Чувствительность. Чем она выше – тем лучше, идеальный вариант – модели, оборудованные переключателем чувствительности.
  • Частотная характеристика. Этот критерий особенно важен в случаях, когда прибор подбирается для записи голоса конкретного человека.
  • Особенности направленности. В зависимости от этого, микрофоны бывают ненаправленными, односторонне и двустороннее направленными. Первый вариант оптимально подходит для записи группы, второй предпочтительнее для дуэта, третий применяется для работы в сложных акустических условиях.

Конденсаторный vs динамический?

Преимущества и недостатки каждого из типов преобразователей голоса – достаточно условны: в большей степени они являются следствием конструктивных особенностей конкретной модели. Откликов на просьбу «посоветуйте микрофон для вокала» может быть множество – и то, что одни будут представлять как недостаток, не обязательно будет являться таковым.

Некоторые закономерности все же можно выделить.

  1. Конденсаторные приборы обладают лучшей переходной характеристикой, которая влияет на частотный диапазон. В целом, он на порядок «шире», если сравнивать данный критерий с динамическими «собратьями».
  2. Конденсаторным микрофонам требуется дополнительное питание, например, батарея. В электретной разновидности это не относится.
  3. Однонаправленность – характеристика, более присущая конденсаторным микрофонам. Такие приборы «отсекают» боковые и пространственные звуки, а также решают многие задачи по усилению звука.
  4. Динамические микрофоны не предполагают разнообразия по размерам, в то время как конденсаторные доступны даже в миниатюрных версиях.
  5. Для студий предпочтительнее конденсаторные устройства, динамические же чаще приобретают для работы с гитарными усилителями и ударными.

Что говорят профессионалы?

Перед покупкой прибора не лишним будет ознакомиться с продукцией разных производителей, изучить отзывы о ней, проштудировать рейтинги микрофонов для записи вокала. В списке популярных – такие модели:

  • динамические – Shure SM57, Audix i5, Sennheiser MD-421, Audix i5;
  • конденсаторные – Audio-Technica, Mojave MA-200, Blue, Shure KSM 44;
  • ленточные – Audio-Technica AT40881, Royer R-121, Beyerdynamic M 160 и M 130, AEA R84 и R92.

Что касается брендов, то лидерами являются такие производители:

  • Shure. Эта американская компания, ассоциирующаяся со стилем и качеством, известно во всех странах мира. Лучшими образцами считаются инструментальный SM57 и вокальный SM58.
  • Violet Design. Прибалтийская компания выпускает преобразователи голоса разных ценовых категорий. Кстати, собираются они вручную.
  • RODE. Австралийский бренд имеет более чем 30-летнюю историю, его продукции отдают предпочтение те, кто ищет хорошее качество за небольшие деньги.
  • AKG. Достаточно известная фирма постепенно уходит на страницы истории. Возможно, потому, что качество продукции AKG заметно снижается, а цена при этом остается высокой.

Кстати, предварительная консультация профессионала – важное подспорье в выборе лучшего микрофона. Изучив ваши потребности, соотнеся их с возможностями, он предложит оптимальный вариант и даст рекомендации по самостоятельному тестированию прибора. Помощь специалиста может понадобиться и для настройки преобразователя голоса.

Немаловажно и то, где Вы планируете использовать микрофон. Важно, чтобы студия звукозаписи цена оборудования и аутборда была сопаставима с микрофоном. Нет никакого смысла втыкать очень дорогой конденсаторный микрофон в посредственный предварительный усилитель

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector